«Розовые очки» и творческий долг: Как в БелГУ разбирали реалии литературного цеха
Белгородский госуниверситет на несколько дней превратился в эпицентр честного разговора о литературе. Вместо традиционных панельных дискуссий о классике — серия встреч-исповедей, где известные писатели и критики без прикрас показали студентам экономическую и экзистенциальную изнанку профессии.
В центре гражданско-патриотического воспитания разговор строился вокруг личного опыта. Прозаик Владислав Резников, чей первый рассказ опубликовали 25 лет назад, признался, что путь к слову начался с провала — неудачных стихов. «Первое „плохо“ в литературной студии стало для меня ценнее сотен похвал», — заметил он. Его диалог дополнил выпускник университета, поэт Максим Бессонов, сформулировавший парадокс творчества: острота восприятия обостряется именно в периоды кризисов. Для Белгорода эта мысль звучала особенно пронзительно.
Но главный нерв мероприятия был на историко-филологическом факультете. Здесь тон задавали лауреат «Большой книги» Герман Садулаев и критик Иван Родионов. Садулаев беспощадно развеял миф о писательстве как пути к богатству, назвав его скорее инвестицией в «символический капитал» — славу и самоуважение. Родионов, в свою очередь, констатировал системный кризис в литературной критике, но увидел в нем возможность для нового поколения заявить о себе.
Финалистка премии «Лицей» Анна Чухлебова на примере своей книги «Вдовушка» показала практическую сторону профессии: как работать с редактором, отличать конструктивную критику от деструктивной и не бояться сложных тем.
Завершилась встреча неформальной экскурсией по «Нобелевской гостиной» и «Русскому коридору» — университетским пространствам, где история литературы становится осязаемой. Мероприятие в рамках фестиваля «Белогорье-2025» показало главное: современный литературный процесс — это не салонное действо, а живая, часто неблагодарная, но необходимая работа со словом.
